Подпишитесь на наш блог
Подпишитесь на нашу электронную ежемесячную рассылку для получения полезных советов и ценных ресурсов

Чеклист:
нужно ли мобильное приложение вашей компании

ЯНВАРЬ, 2021
Создание приложения – это инвестиция, которая должна окупиться. В сторах хранятся сотни тысяч мобильных приложений, которые вообще никем не востребованы. Уже 9 лет мы занимаемся предпроектным анализом бизнеса «мобилизующихся» клиентов, чтобы определить саму необходимость такого софта. В статье делимся чеклистом, который поможет ответить на главный вопрос.

Проникновение смартфонов в повседневную жизнь растет во всем мире. Ожидается, что к 2024 году три из четырех используемых телефонов будут смартфонами. Согласно статистике StatCounter, доля пользователей настольных устройств снизилась до 45,66%.

Учитывая то, что среднестатистический пользователь в среднем проводит в сети почти 7 часов в день, неудивительно, что более половины трафика поступает с мобильных устройств.

Это, в свою очередь, подталкивает к росту рынок мобильных приложений. Результатом предпочтения мобильных приложений являются довольно внушительные цифры. Согласно отчету Statista за прошлый год, мировые доходы от мобильных приложений в 2019 году составили 461 млрд долл., а к 2023 году платные загрузки и реклама в приложениях, как предполагается, принесут более 935 млрд долл. дохода.

Приложения популярны не только среди современных пользователей интернета, но и достаточно прибыльны для их владельцев. Если связать эти два фактора воедино, можно сделать вывод, что практически любая стратегия развития бизнеса может включать создание приложения.

Однако если в компании задумались о создании приложения, следует еще раз всё обдумать. К нам периодически приходят клиенты, которые хотят приложение, перегруженное функционалом. После анализа их бизнес-процессов мы иногда рекомендуем им лишь доработать их сайт или создать приложение с очень минимальным набором функций.

Это вопрос инвестиций — клиент должен получать доход от своих инвестиций. Если мы видим, что приложение не окупится, даже если оно будет навороченным и очень полезным, то пытаемся отговорить клиента от сомнительных инвестиций.

Далеко не всегда компании требуется приложение с учетом ее стратегии развития. Чтобы определить необходимость и инвестировать эффективнее, стоит задать себе несколько вопросов:

1. Рассматриваете ли вы приложение только из-за страха что-то упустить или выпасть из общего тренда?

Рынок приложений перенасыщен. Начиная с 2013 года, с помощью таких приложений, как Instagram и Whatsapp, люди поняли, что можно заработать неприличные суммы денег с помощью приложений. Это похоже на пузырь доткомов 2000 года, когда каждый хотел что-то создать. Дело в том, что большинству компаний не нужно приложение, и им лучше сосредоточиться на том, чтобы иметь удобный для мобильных устройств дизайн веб-сайта.

2. Будет ли приложение сильно отличаться от оптимизированного веб-сайта?

Ответ зависит от того, чем занимается компания и как происходит взаимодействие с клиентами. Оптимизированный для мобильных устройств веб-сайт может быть таким же эффективным, как и приложение. Но он потребует при этом меньше программистов, меньше обслуживания и меньше времени и усилий для создания. Изменит ли мобильное приложение пользовательский опыт и пользовательский путь? Будут ли они существенно отличаться от оптимизированного веб-сайта? Если нет, не выбрасывайте деньги впустую.

3. Возможно лучше создать приложение для внутренних бизнес-процессов?

Само приложение в обычном понимании может не нести прямой выгоды, но есть другой невидимый мир приложений. Они не используются для взаимодействия с клиентами или монетизации. Их задача — автоматизация и оптимизация внутренних процессов компаний. Такие приложения решают внутренние бизнес-проблемы, делают компанию конкурентоспособной и создают выгоду опосредованно.
4. Нужно ли вам взаимодействовать с клиентами лицом к лицу?

Компании, в которых важно взаимодействовать с людьми лицом к лицу, такие как магазин продуктов по соседству или массажный салон, могут не нуждаться в мобильном приложении. В подобных случаях достаточно адаптивного веб-сайта. С другой стороны, если вашим клиентам необходимо взаимодействовать с персональными или другими конфиденциальными данными (например, проверять статус заказа), то лучше создать мобильное приложение.

5. Кто будет конечным пользователем?

Обязательное требование разработки любой электронной платформы — учет контекста, в котором находятся конечные пользователи. Например, если основой бизнес-процессов становится мобильность сотрудников, которые и являются конечными пользователями, то невозможно обойтись без мобильного приложения. Но если эти пользователи преимущественно работают за настольными компьютерами или в работе требуются большие экраны для удобного анализа сложной информации, то мобильные приложения помогут в работе, но их отсутствие не повлияет на бизнес критично.

6. Возможно ли улучшить процесс продаж с помощью приложения?

Мобильное приложение — это способ покупать, продавать и получать информацию. Эти вещи не являются обязательными потребностями. Новая digital-эпоха преподнесла модный тренд создания мобильных приложений. Компании может быть интересно похвастаться наличием приложения, однако его использование не является необходимостью для всех отраслей. Перед разработкой обязательно необходимо провести бизнес-анализ и оценить новшества. У нас этим в любом проекте занимается бизнес-аналитик. Например, если компания уже продает информацию или продукцию без какой-либо ИТ-платформы, то приложение поможет сделать продажи эффективнее.
7. Можно ли решить проблему без мобильного приложения?

Мы всегда спрашиваем потенциальных клиентов: какую проблему вы пытаетесь решить, и могли бы вы решить ее без мобильного приложения? Цифровые продукты должны всегда служить четкой цели. Это относится к любой отрасли. На практике в процессе бизнес-анализа мы иногда выясняем, что обозначенная заказчиком проблема не будет решена должным образом созданием приложения. Наоборот, оказывается, что у заказчика существует другая сопряженная проблема, которая будет решена с помощью приложения действительно эффективно.

8. Вы уже предоставляете ценный онлайн-опыт?

Любая компания, которая может предоставлять свои продукты или услуги онлайн таким образом, чтобы обеспечить ценность для клиентов, не нуждается в приложении. Если вы уже предоставляете своим клиентам все возможное через свой веб-сайт и онлайн-каналы, то приложение — это пустая трата времени, энергии и денег. Приложения полезны только в том случае, если вы не можете доставить что-то клиентам через иные каналы.

9. Как часто вы общаетесь со своими клиентами?

Вопрос создания приложения для вашей компании зависит не только от отрасли, но и в большей степени от людей, пользующихся вашими услугами или продуктом, и от сути продукта. Если бизнес-модель требует, чтобы пользователи редко взаимодействовали с вашей компанией и командой, необходимости в приложении нет. Если ключом к росту бизнеса является чуть ли не ежедневное взаимодействие с клиентами, то стоит глубоко продумать пользовательский путь клиента в приложении. Пользовательский путь — это то, о чем день и ночь думают наши UX-дизайнеры. В каждом проекте они создают несколько вариантов пользовательского пути и прототипов. Тестирование каждого из них на обычных пользователях помогает создавать очень понятные, удобные и эффективные приложения.

10. Стоит ли разработать более дешевое прогрессивное веб-приложение?

Прогрессивное веб-приложение — технология в веб-разработке, которая добавляет сайтам возможности приложений для мобильных устройств и трансформирует сайт в приложение. На выходе получаем гибрид сайта и приложения для мобильных устройств. Однако, как любой другой вариант, прогрессивные веб-приложения небезупречны, так как они потребляют больше энергии батареи и не могут получить доступ ко всем функциям данного устройства, например, к календарю, камере, контактам и так далее. Кроме этого, теряется возможность перекрестного входа в веб-приложение с помощью приложения Facebook, Инстаграм, Вконтакте и т.д. Несмотря на то что веб-приложение не требует установки из Google Play Store или Apple App Store, последние выполняют функцию крайне удобных библиотек для пользователей.

11. Как найти золотую середину между качеством, ценой и эффективностью?

Максимальное качество может обеспечить только нативная разработка. Нативное решение, как следует из названия, предполагает разработку приложения на родном для данной платформы языке программирования: Java или Kotlin для Android, Objective-C или Swift для iOS.

Будучи глубоко ориентированной на операционную систему, разработка нативных приложений имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, нативное решение обеспечивает доступ ко всем функциям данной операционной системы, позволяет неограниченно настраивать интерфейс и предотвращает любые проблемы с производительностью. С другой стороны, если вы хотите охватить оба типа пользователей, вам придется создать два отдельных приложения, которые требуют больше времени, денег и усилий.

В некоторых случаях решить проблему баланса может кроссплатформенное приложение. Кроссплатформенность — это способность мобильного приложения работать на нескольких платформах.

Кроссплатформенная мобильная разработка позволяет охватить две операционные системы, iOS и Android, одним кодом. Она не предполагает написания кода на родном языке программирования, однако обеспечивает почти нативный опыт благодаря интерфейсу визуализации с использованием собственных элементов управления.

На текущий момент многие компании используют кроссплатформенные решения, кто-то уже всерьез подумывает перейти на них в ближайшем будущем. Это не только вендоры самих решений, как, например, Facebook со своим React Native, на котором работают приложения Facebook и Instagram, но и другие крупные игроки рынка, у которых имеются продукты, например, на Flutter — Alibaba, Philips Hue, Hamilton, Tencent, Grab, Groupon и другие.
В бизнесе решающую роль зачастую играет метрика TTM (time-to-market). Быть впереди и внедрять новые функции в свой продукт быстрее конкурентов сразу на обеих платформах — об этом с самого начала задумывается любая компания-лидер. Кроссплатформенные фреймворки позволяют это достигать и, как очевидный бонус, получать снижение затрат на разработку на каждом этапе. По нашим подсчетам кроссплатформенная разработка позволяет снижать общую стоимость разработки продукта на 25-30%.

Надеемся, что статья помогла вам сохранить деньги в это непростое время. Если в итоге вы четко осознали необходимость разработки приложения или иного ИТ-решения, предлагаем обсудить ваш проект в деталях.
Продуманные решения для мобильной разработки!
Хотите повысить эффективность своего бизнеса?
Или подпишись на нас
И получай больше интересных предложений всего 2 раза в месяц:

Подпишись, чтобы получать больше наших предложений
Популярные статьи